Легенды о собаках и волках

Сторонники иранской версии происхождения скифовсаков , базирующейся в огромной степени на работах лингвистов, приводят иранские этимологии по теме в качестве если не прямых доказательств, то ярких иллюстраций такой версии. Это касается , в частности , и этимологий этнонима САКИ как от осетинского слова ОЛЕНЬ (авторстово, вроде, принадлежит Абаеву), так и иранского слова СОБАКА (авторство , наверное, более раннее - упоминается еще у Гардизи, правда это не совсем то - у него толкование относится к САКАЛИБА). Фраза "разобрались" относилась к тому, что , возможно, имеют право на существование и тюркские, или алтайские, этимологии в этих двух случаях и были приведены соображения в их пользу.

Теперь про происхождение этнонимов со значением СОБАКА и , само собой разумеется, со значением ВОЛК. Я думаю что это очень плодотворная и интересная тема.

Эта тема существует не просто сама по себе - она завязана на ряд других , я бы сказал АРХЕТИПИЧЕСКИХ , тем. Совокупность этих тем присутствует в легендах многих народов, причем по большому счету не очень сильно отличаясь, что само по себе удивительно. Среди них такие как, неоднократно мной упоминавшиеся здесь, Мировое Древо, Мировая Гора, Мировая Птица, Мировой Змей, происходжение прародителя народа или царя, и т.п. Более подробно я все же когда-нибудь напишу в ветке про Байтерек, а здесь просто перечислю всем хорошо известные моменты.

Например:

1. Легенда об Алан-Гоа. Свет , "отец" Бодончара и братьев, проникает сквозь шанырак - дымоход юрты, в конце концов превращаясь в "желтого пса". Шанырак в тенгрианстве это символ - окноКрест, соединяющее Миры, символ Мировой Оси, Мирового Древа. Т.е. Юрта это тоже Мировое Древо = Мировая Гора. Подобная легенда есть и у греков - Даная, Окно, Зевс, Волк-символ. В другом варианте легенды с Алан-Гоа фигурирует Светящееся Древо на вершине холма.

2. Легенды о прародителях и героях, которых в младенчестве относили умирать на Мировую Гору, и где их спасали либо пастухи с "собачьим" именем, либо Мировая Птица, Симург, Умай и т.д., у которой или была морда собаки, или были птенцысобаки. Это и Кир, спасенный Спакой, и Рустам с Симург.

3. В другом варианте младенцев бросали в реку в колыбельках, иногда упоминая. что колыбельки не простые а особого Древа. Их опять спасают либо Волчица (Ромул с Ремом. Близнецы - это еще один из архетипов), либо водонос с подозрительным именем Акка (чем не СпАКА?) в случае Саргона в Аккаде.

4. Прародители народов , брошенные умирать и спасенные Волками, Собаками, Птице-Волками - киргизские, тюркские, хуннские легенды.