Биология для поступающих в ВУЗы

В этом разделе собрана информация по биологии для абитуриентов.

В разделах представлена полная информация для подготовки и сдачи экзаменов.

Общая цитология (клетка, строение и функции клетки и т.п.).

Деление клеток.

Размножение клеток.

Онтогенез.

  • Определение и периодизация
  • Стадии эмбрионального периода
  • Некоторые общие закономерности эмбрионального развития
  • Постэмбриональный период
  • Регенерация
  • Организм как единое целое

Генетика.

Селекция.

Биологическая эволюция.

Антропогенез.

Экология

Зоология (Тип кишечнополостные, Тип моллюски,  Тип плоские черви - класс ресничные черви, класс сосальщики, класс ленточные черви, Тип круглые черви, Тип кольчатые черви - Класс многощетинковые и малощетинковые черви, Тип членистоногие - классы ракообразных и паукообразных и насекомые, и другие).

Ботаника.

Анатомия и физиология человека.


Свойства клетки:   - самовоспроизведение - саморегуляция - саморазвитие (рост) - обмен веществ и энергии - подвижность - раздражимость - способность адаптироваться - способность противостоять энтропии

Общая схема строения  1 – ядрышко (клубок нитей) 2 – плотная пластинка 3 – фибриллярно-гранулярный комплекс 4 – рибосомы 5 – внутренняя мембрана 6 – наружная мембрана 7 – межмембранное пространство   Имеет прямые   связи со структурами клетки.

Функции белков        1)Каталитическая (ферментная) – каталитическая функция белков осуществляется с помощью специфических белков – катализаторов. Они ускоряют скорость биохимических реакций в десятки и сотни миллионов раз.

     2)Сократительная (актин, миозин – основные мышечные белки).

     3) Структурная (тубулины – белки микротрубочек, входящих в состав цитоскелета, керотины роговых структур).

     4)Транспортная (транспортные белки биомембран; сывороточные альбумины).

     5)Защитная (антитела)

     6)Рецепторная (мембранные, цитоплазматические и ядерные рецепторы для гормонов; рецепторы для вирусов)

     7) Регуляторная (пептидные гормоны: инсулин, гормон роста и др.).

     8)Трофическая (белок эндосперма семян; фосфопротеиды рыбьей икры).

     9)Энергетическая (при полном окислении 1 г. Белка освобождается 17,6 кДж энергии).

Кости, как и другие внутренние органы, состоят из клеток. Существуют особые клетки, которые постоянно разрушают костное вещество (остеокласты); клетки, которые обновляют, восстанавливают кость (остеобласты), и клетки, ответственные за образование костного остова и минерализацию костной ткани (остеоциты).

Функции организма

 У простейших одноклеточных животных одна единственная клетка осуществляет разнообразные функции. Усложнение же деятельности организма в процессе эволюции привело к разделению функций различных клеток — их специализации. Для управления такими сложными многоклеточными системами уже было недостаточно древнего способа — переноса регулирующих жизнедеятельность веществ жидкими средами организма.

Регуляция различных функций у высокоорганизованных животных и человека осуществляется двумя путями: гуморальным (лат. Гумор - жидкость) - через кровь, лимфу и тканевую жидкость и нервным. Возможности гуморальной регуляции функций ограничены тем, что она действует сравнительно медленно и не может обеспечить срочных ответов организма (быстрых движений, мгновенной реакции на экстренные раздражители). Кроме того, гуморальным путем происходит широкое вовлечение различных органов и тканей в реакцию (по принципу «Всем, всем, всем!»). В отличие от этого, с помощью нервной системы возможно быстрое и точное управление различными отделами целостного организма, доставка сообщений точному адресату. Оба эти механизма тесно связаны, однако ведущую роль в регуляции функций играет нервная система. В регуляции функционального состояния органов и тканей принимают участие особые вещества—нейропептиды, выделяемые железой внутренней секреции гипофизом и нервными клетками спинного и головного мозга. В настоящее время известно около сотни подобных веществ, которые являются осколками белков и, не вызывая сами возбуждения клеток, могут заметно изменять их функциональное состояние. Они влияют на сон, процессы обучения и памяти, на мышечный тонус (в частности, на позную асимметрию), вызывают обездвижение или обширные судороги мышц, обладают обезболивающим и наркотическим эффектом. Оказалось, что концентрация нейропептидов в плазме крови у спортсменов может превышать средний уровень у нетренированных лиц в 6-8 раз, повышая эффективность соревновательной деятельности. В условиях чрезмерных тренировочных занятий происходит истощение нейропептидов и срыв адаптации спортсмена к физическим нагрузкам.

Нервно-гуморальная регуляция функций в организме Понятие координации.

Деятельность всех органов и систем организма согласованна. На воздействия из внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма в единое целое (интеграция) и согласование, взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью центральной нервной системы.

Принцип общего конечного пути.

Морфологической основой координационной деятельности центральной нервной системы является общий конечный путь. В организме количество афферентных нейронов, по которым передается возбуждение в центральную нервную систему, приблизительно в 5 раз больше, чем эфферентных (центробежных) нейронов. Шеррингтон такое соотношение между центростремительными и центробежными нейронами схематически представил в виде воронки с широким входным отверстием, через которое в центральную нервную систему поступают импульсы от различных рецепторов, и с узким выходным отверстием, через которое по сравнительно небольшому числу центробежных нейронов возбуждение достигает эффекторов. При таком положении на пути к одному центробежному нейрону находится множество импульсов от различных рецепторных зон. Происходит своеобразная борьба за «общий конечный путь». И центральная нервная система, ее функциональное состояние в данный момент, определяет, какой из множества пришедших нервных импульсов завладеет общим конечным путем.

Иррадиация и индукция в центральной нервной системе.

Импульсы возбуждения, возникшие при раздражении того или иного рецептора, поступая в центральную нервную систему, распространяются на соседние ее участки. Это распространение возбуждения в центральной нервной системе называют иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительнее нанесенное раздражение. Иррадиация возможна благодаря многочисленным отросткам у центростремительных нервных клетках и вставочных нейронах, связывающих различные участки нервной системы. Иррадиация хорошо выражена у детей, особенно в раннем возрасте. Дети дошкольного и младшего школьного возраста при появлении красивой игрушки раскрывают рот, прыгают, смеются от удовольствия. В естественных условиях, несмотря на широкие возможности иррадиировать по центральной нервной системе, возбуждение фактически распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление определенных, координированных рефлекторных реакций.

В процессе дифференцирования раздражителей торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждения концентрируется в определенных группах нейронов. Теперь вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление одновременной отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции. Рассеивание внимания от действия шума, громкого смеха или разговора является результатом ослабления индукции, сто создает благоприятные условия для иррадиации возбуждения. Рассеивание внимания можно рассматривать также как результата индукционного торможения, наведенного новым очагом возбуждения в результате возникшей ориентировочной реакции.

В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение и, наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция. Последовательной индукцией можно объяснить усиленную двигательную активность индукцией можно объяснить усиленной. Двигательную активность школьников во время перемен после длительного торможения в двигательной области коры больших полушарий в течение урока. Отдых на перемене должен быть активным и подвижным.

Внутренняя среда организма - плазма крови и т.д

Скелет человека и его строение.

Опорно-двигательная система человека: кости, связки, суставы и мыщцы (описание).

Клетка - что это такое. Цитология.

Генетика и классификация генов.

Ботаника. Биохимия и биофизика.

  • Тесты есть?

    Гость (Зилола)
  • Нет, у нас тестов нет, только информация.

    admin