Гистология с основами эмбриологии

Гистология - наука о микроскопическом и субмикроскопическом строении, развитии и жизнедеятельности тканей животных организмов. Следовательно, гистология изучает один из уровней организации живой материи тканевой. ГИСТОЛОГИЯ — наука о развитии, строении и функции тканей организма животных, в т. ч. и человека. Современная гистология изучает микроструктуры организма животных и человека.

Различают следующие иерархические уровни организации живой материи:

  • клеточный;
  • тканевой;
  • структурно-функциональные единицы органов;
  • органный уровень;
  • системный уровень;
  • организменный уровень.

Непосредственными объектами изучения являются клетки, фрагменты тканей и органов, особым способом приготовленные для изучения их под микроскопом.

Эмбриология (от греч. embrion — зародыш, logos — учение) исторически сформировалась как учение об эмбриогенезе — внутриутробном развитии плода от момента оплодотворения до рождения. В процессе становления содержание и объем этой науки значительно расширились — предметом ее изучения стали также развитие и строение половых клеток и ранний постэмбриональный период. Современная эмбриология изучает три периода индивидуального развития: предзаро-дышевый (прогенез), зародышевый (собственно эмбриогенез) и ранний послезародышевый (постнатальный) онтогенез.

Программа обучения по специальности

Гистология, как учебная дисциплина, включает в себя следующие разделы:

  • цитологию;
  • эмбриологию;
  • общую гистологию (изучает строение и функции тканей);
  • частную гистологию (изучает микроскопическое строение органов).

 

Клеточный и тканевой уровень организации животных и человека. Основные типы тканей: эпителиальная, ткани внутренней среды, мышечная, нервная. Клетки и межклеточное вещество. Изменения тканей в онтои филогенезе. Влияние факторов среды на клетки и ткани. Функциональная морфология тканей, межклеточные и межтканевые взаимодействия. Гистогенез и регенерация тканей.

Периоды эмбрионального развития. Взаимосвязь онтои филогенеза в процессе развития. Основные черты развития анамний и амниот. Адаптация к условиям окружающей среды в процессе развития. Формирование систем органов в эмбриональный период. Становление функциональных систем в  процессе развития. Особенности пренатального развития человека. Формирование и функционирование системы мать-плод. Взаимодействие клеток, тканей и органов в процессе развития. Гистогенез, органогенез, системогенез. Причины аномалий в развитии тканей и органов.

Теоретические вопросы:

1.Основные этапы эмбриогенеза: типы дробления, типы бластул, способы гаструляции. Способы образования мезодермы. Первичная и вторичная полости тела.

2. Общая характеристика и классификация эпителиальных тканей.

3.Общая характеристика и классификация тканей внуиренней среды.

Практические вопросы:

1,2,3 – определить и описать постоянный препарат определенного вида ткани.

Содержание ответов на теоретические вопросы и их критерии:

Вопрос 1.

Назвать типы дробления и типы бластул.

Назвать способы гаструляции.

Назвать способы образования мезодермы.

Дать определение первичной полости тела.

Дать определение вторичной полости тела.

Вопрос 2.

Строение эпителиальных тканей, их виды.

Функции эпителиальных тканей.

Признаки, лежащие в основе классификации эпителиальных тканей.

Значение эпителиальных тканей.

Привести примеры видов эпителиальных тканей.

Вопрос 3.

Определение соединительных тканей.

Особенности строения соединительных тканей.

Функции соединительных тканей.

Классификация соединительных тканей. Признаки, положенные в основу классификации.

Привести примеры видов соединительных тканей и их значение.