admin

Человекообразные обезьяны - кровная родня

Человекообразные обезьяны – кровные наши родственники в буквальном смысле слова. Еще недавно кровь этих обезьян не умели отличить от человеческой. Здесь те же группы крови, почти те же белки плазмы. В последнее время установили, что ближе всего к нам шимпанзе.


Бесспорно, человекообразные обезьяны самые умные из животных. Они легко дрессируются, и обучить их можно очень многому. Отпирать и запирать двери ключом, складывать пирамидой ящики, чтобы достать лакомые фрукты под потолком, работать рубанком и пилой, рисовать карандашом и красками, приносить предметы, названные человеком, различать монеты разного достоинства и опускать их в автомат, чтобы получить нужное: скажем, за одну монету автомат выдает банан, за другую – виноград. И обезьяны не путают жетоны и деньги, когда хотят получить желаемое лакомство.


Ученые заметили, что в зависимости от местожительства повадки и способности владеть орудиями у шимпанзе неодинаковые.


Доктор Адриан Кортланд из Амстердама со своими сотрудниками много раз и в разных местах проделал интересные опыты. Чучело леопарда с особым электрическим устройством, которое заставляло “зверя” вертеть головой и хвостом, выносили в лес и в саванны, чтобы посмотреть, как будут реагировать на него шимпанзе. В некоторых опытах в лапах леопарда лежала кукла подделка под детеныша шимпанзе, - и тогда обезьяны вели себя особенно смело и агрессивно.


Лесные шимпанзе с воплями, уханьем наступали на “леопарда”. Трясли деревья, ломали сучья, вырывали стволы и, размахивая ими как дубинами, всеми способами пытались напугать зверя. Окружили чучело полукругом. Некоторые залезли на деревья, чтобы лучше видеть. Казалось, “леопард” представлял для них большую проблему. Человек, решая сложную задачу, в задумчивости почесывает голову: так и обезьянами овладел внезапный зуд. Они энергично стали чесаться, но скребли не голову, а все тело.


Между приступами агрессии, когда обезьяны дружно штурмовали врага, были паузы относительного покоя и отдыха. Тогда они сидели, безмятежно посматривая на вертящее головой чучело и ели бананы.
Годом позже там же зоологи наблюдали такую картину. Чучело с куклой в лапах заранее был выставлен на тропе шимпанзе. Когда обезьяны его увидели, они дружно ринулись в наступление. Прежняя сцена повторилась с той только разницей, что одна старая самка подошла совсем близко к чучелу и обнюхала его с достаточно безопасного расстояния, потом вернулась к другим обезьянам, которые ждали в стороне, и несколько раз “отрицательно” покачала головой, словно говоря: “Детеныш не наш”, или, возможно: ”Он уже мертв ”. И все шимпанзе молча удалились.


Ни в одном из подобных опытов с лесными шимпанзе чучело не было как следует побито палками. Это был не настоящий бой, а только демонстрация устрашения.


Иное дело шимпанзе саванны. Эти ополчились на чучело всерьез, вырывали дубины, длиной до двух метров и больше. Подходили в упор (даже самки с детенышами на спинах!) и били с размаху с такой силой, что полнее могли переломить хребет живому леопарду.


Наконец, вожак схватил избитого “зверя” за хвост, рванул к себе и оторвал туловище от головы. Все – враг мертв! И обезьяны уже без страха подошли к “дохлому леопарду”, и даже детеныши потрогали его.
Шесть-восемь часов уходит в сутки у шимпанзе на поиски пропитания. Поскольку в основном это сочные фрукты, пьют они мало. На ночь шимпанзе строят гнезда на деревьях, реже на земле. В гнездах у них всегда чисто. Сильному уступают и дорогу в лес при случайной встрече, и лучшие куски при дележке добычи. Высшему в ранге самца, по-видимому, принадлежит привилегия громко барабанить по стволам деревьев. Чем громче удары, тем сильнее барабанщик и тем меньше желающих приблизиться к его резиденции и рвать плоды на выбранных им деревьях.


Но не только физическая сила определяет положение шимпанзе в иерархии окружающих его собратьев. Иногда безудержная агрессивность или какая-нибудь случайно изобретенная хитрость побеждают силу.
Шимпанзе, как и люди, обычно приветствуют друг друга после разлуки. Некоторые их приветствия до изумления сходны с нашими. Когда приближается вожак, все спешат ему на встречу, чтобы отдать дань уважения, кланяясь или протягивая руки. Вожак небрежно прикасается к ним, или просто сидит и таращит глаза. Приветственный поцелуй можно наблюдать при встрече мамы и детеныша. Он подходит к самке шимпанзе и прикасается губами к ее лицу. Как это походит на тот небрежный поцелуй в щеку, который часто одаривают матерей повзрослевшие сыновья!


Пожалуй, самое эффектное из приветствий – это объятия двух шимпанзе. Увидев друг друга, приятели бегут навстречу один к другому. Они стоят лицом к лицу, слегка переминаясь с ноги на ногу, а затем обнимаются, тихонько вскрикивая от удовольствия.


Странные, почти человеческие по манере танцы шимпанзе. Например, самцы становятся в круги, ударяя в ладоши, более или менее ритмично топают ногами. А самки только кружатся, довольно неуклюже, но не без кокетства. Или так называемый “танец дождя”, который исполняют шимпанзе в бешеном темпе под проливным дождем, срывая сучья и размахивая ими, взбираясь на деревья и прыгая вниз. Такой танец обычно исполняют самцы-шимпанзе, а самки и молодежь сидит вокруг и смотрит, не отрываясь на это представление.