Игровое поведение

Движения, входящие в игровое поведение, обычно не отличаются от тех, которые встречаются у данного вида (шимпанзе) в ситуациях с иным функциональным содержанием, например, при охоте, драке, половой и манипуляторной активности. Однако в игровых ситуациях последовательности движений часто бывают незавершенными.


У животных могут случайно выработаться новые достижения, специфичные для игровой ситуации, и, по-видимому, не имеющие функционального значения помимо нее.


Во время игры животное часто манипулирует предметами, которые при других формах поведения не вызывают таких игровых движений. У обезьян игру молодых животных часто начинает взрослое животное. Так, самки шимпанзе щекочут детенышей, поворачивают их, кусают “понарошку”.


Игровое поведение легко прерывается другими видами активности; например, оно может немедленно прекратиться в результате голода или испуга. У шимпанзе игры могут быть очень интенсивными и все же сопровождаются знаками дружелюбия. Однако самое очевидное доказательство того, что игра – это не просто такая активность, которой животное занято, когда ему больше нечего делать, получено в опытах Мейсона. В этих опытах шимпанзе предоставлялся выбор между пищей и “групповой стимуляцией”, которая заключается в игре и ласке. Когда обезьяна была сыта, она явно предпочитала игру пище, но даже после лишения пищи (в течение 12 часов) игра выбиралась в 40% случаев. Молодые шимпанзе проводят в играх очень много времени.