admin

Светляки

По материалам журнала Чудеса природы.

Во время брачных игр светлячки устраивают настоящее СВЕТОВОЕ ШОУ, перемигиваясь ФОНАРИКАМИ, которые загораются в результате химических реакций, протекающих в их организме.

Светятся не только ВЗРОСЛЫЕ особи светляков. Слабое свечение испускают их ЛИЧИНКИ и даже ЯЙЦА.

Светлячок.
Свет, испускаемый светляками, - настоящее чудо природы, поэтому неудивительно, что об этом насекомом сложено много легенд. В Японии считают, что светляки появились из слез лунной принцессы, а на Филиппинах - будто светляки носят фонарики, потому что боятся летучих мышей. У майя есть легенда о братьях, которым боги придумали такое испытание: всю ночь курить сигары и жечь лучины, после чего вернуть их совершенно целыми. Братья нашли выход из положения: они привязали к лучинам огненно-красные перья и посадили светлячков на концы сигар, создав видимость, что курят и жгут лучины.

ХОЛОДНЫЙ СВЕТ

Кстати, научные факты о светляках не менее удивительны. Светятся и жуки, и червячки, поэтому за настоящих светляков по ошибке принимают обитающих в пещерах личинок грибного комарика из Новой  Зеландии, не имеющего никакого отношения к светлячкам.

Прежде всего, нужно запомнить: светляки - это жуки. У самцов происходит полное превращение из личинки во взрослую особь (у них есть ноги и крылья). Взрослые особи самок выглядят как личинки: у них нет крыльев и ног, но имеются развитые половые органы. Это и есть червячки! Когда самец летит в поисках пары, он мигает своим фонариком, а самка сигналит ему в ответ.

БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ - видимое свечение живых организмов. Наблюдается у некоторых бактерий, грибов, насекомых, медуз, кальмаров,
     рыб и планктона.

Личинки и самки - прожорливые хищники, которые питаются беспозвоночными. Взрослые самцы почти ничего не едят. Их единственная забота - поиски пары. Они ищут самок, посылая световые сигналы на лету.

У каждого вида светлячков - свой особый ритм сигналов.

Некоторые самки после спаривания изменяют ритм световых сигналов, чтобы приманить самцов другого вида, а потом съесть их! Ночью самец светляка вылетает на поиски пары. Кто откликнется на его призыв: любимая или охотница?

Хор светлячков.
НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ЭНТОМОЛОГИ ОБНАРУЖИЛИ, что некоторые виды светляков из разных стран мира синхронизируют вспышки своих фонариков. Это явление заметили в Юго-Восточной Азии, Японии и Северной Америке. На одном дереве скапливаются сотни светляков, посылающих брачные световые сигналы. Сначала у каждого насекомого свой ритм вспышек, но постепенно жуки подстраиваются под общий хор. В результате получается удивительное световое шоу, которое можно наблюдать всю ночь на расстоянии до ста метров от дерева. Таким образом светляки привлекают партнеров издалека.
Фонарик самца светляка.

Иногда синхронность вспышек нарушается (возможно, отдельные светляки хотят обратить на себя внимание прилетающих ухажеров), но рано или поздно ритм восстанавливается.

ФОНАРИК самца светляка можно увидеть, если перевернуть насекомое брюшком вверх. На спине фонарик (или лантерн) скрывают надкрылья.

В БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ СВЕТЛЯКОВ и других животных участвуют окислительные ферменты - люцифераза. Ученые смогли модифицировать гены животных, чтобы получить подобный фермент. Возможно, в будущем удастся создать препараты или лечебные стволовые  клетки, которые будут содержать крошечные количества этих веществ, чтобы врачи могли наблюдать за лекарствами в организме пациента.