admin

Оборотни

Оборотничество – в мифологии магическая перемена облика персонажа. Преимущественно – временное превращение с последующим возвратом к первоначальному (подлинному) виду. Мотив оборотничества, очевидно, базируется на практике охотничьей маскировки, а также на некоторых тотемических и анемических воззрениях о воплощении души человека в животном (растении, предмете). В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для народов северо-западной и центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца, волчицей.

Тотемические истоки подобных сюжетов особенно отчетливы в типологически сходном представлении рода качвантанов у североамериканского индейского племени Тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить. После чего род стал считать волка своим тотемом. В подобных мифах предок-вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей Огненный Волк), часто связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др.

Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком (осет. Woerxoerg – родоначальник нартов) или имеющий «голову волка» (ср. прозвище грузинского царя Вахтанга I Горкослани, от перс. Gurgsar, букв. «волкоглавый» или «тело (живот) волка»). В качестве бога войны волк выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилась в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух волках, сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры.

Существовало также представление о волчьей стае как о символе единой дружины, известное на Кавказе у сванов. Богам войны, в частности – Одину, приносили в жертву собак, волков, а также людей, «ставших волками» (согласно общеевропейскому представлению, человек, совершивший тягостное преступление, становился волком). Волкодлак, волколок, в славянской мифологии человек-оборотень,обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Считалось, что колдуны могли превращать в волков целые свадебные поезда. Исключительная архаичность подобных представлений явствует из того, что во многих индоевропейских традициях превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака – умыканием (насильственным уводом невесты); ср. среднерус. диалект волк – «шафер со стороны жениха». Способностью превращаться в волка наделялись эпические герои – серб. Змей Огненный Волк, др.-рус. Всеслав (исторический князь Полоцкий, 11 в.), что свидетельствует о существовании общеславянского мифологического героя – волка (подобно греч. Долону, др.-инд. Бошме, герм. Беовульфу и др.)