admin

Физиология человека и животных

Анатомия и физиология человека - это биологические науки, тесно взаимосвязанные между собой, объектом изучения которых является организм человека. Исторически они сформировались ранее других наук, изучающих биологию человека, и впоследствии дали начало другим биологическим наукам. Выделение этих наук из общей анатомии и физиологии связано с тем, что человек как биологический вид является уникальным и отличается от животных по целому ряду анатомических признаков, сложной высшей нервной деятельностью и своей социальной сущностью.

Физиология обязана своим возникновением потребностям медицины, а также стремлению человека познать себя, сущность и проявления жизни на различных уровнях ее организации.

Анатомия человека (от греч. anatome - ассечение) - это наука, изучающая форму, внешнее и внутреннее строение тела человека.

Физиология человека (от греч. physis - природа, logos - наука) изучает процессы жизнедеятельности и закономерности функционирования организма человека, его отдельных систем, органов, тканей и клеток. Анатомия и физиология человека изучает особенности строения и жизнедеятельности организма в процессе индивидуального развития. Анатомия и физиология человека неотделимы от медицины, они служат фундаментом для нее. Медицина опирается на знания об анатомии и физиологии человека для решения проблем, связанных с сохранением здоровья и работоспособности человека, его лечения и восстановления здоровья.

Программа обучения по специальности

Уровни организации живого организма. Молекулярные механизмы физиологических процессов. Ферменты, биологически активные вещества. Цитофизиология. Функции основных систем организма. Восприятие, переработка и передача информации. Регуляция функций и системы обеспечения гомеостаза. Иммунитет. Закономерности интегративной деятельности мозга. Механизмы памяти. Эмоции и мотивации. Обучение, речь, мышление. Физиология поведения: физиологические основы целенаправленного поведения, формы поведения, функциональное состояние и поведение, индивидуальные различия. Коммуникативное поведение. Экологическая физиология: взаимодействие организма и среды. Климатогеографические и социальные факторы среды. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.

И анатомия, и физиология человека в целом подразделяются на ряд направлений:

  • Нормальная анатомия и нормальная физиология изучает строение и функции здорового организма.
  • Возрастная анатомия и возрастная физиология изучает особенности и изменения строения и функций организма в процессе индивидуального развития человека
  • Патологическая анатомия и патологическая физиология изучает особенности строения и функции больного организма или имеющего различные врожденные отклонения от нормы.
  • Частная анатомия и частная физиология изучает строение и функционирование отдельных органов и их систем в норме и при различных состояниях.

Система органов - это совокупность органов, объединенных выполнением определенной функции и связанных в своем развитии. В организме человека выделяют следующие системы органов:

  • Опорно-двигательная (костная и мышечная система)
  • Нервная система
  • Система органов пищеварения
  • Система органов дыхания
  • Сердечно-сосудистая система
  • Мочевыделительная система
  • Система органов размножения
  • Система желез внутренней секреции
  • Система органов чувств
  • Кожа
  • Иммунная система

Теоретические вопросы:

1. Биоэлектрические явления в тканях: понятие о раздражимости, возбудимости, торможении. Природа ПП и ПД. Нейрофизиологические механизмы торможения.

2. Понятие «рефлекс». Структура рефлекторной дуги. Понятие «нервный центр» на примере дыхательного центра. Свойства нервных центров. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в формировании и развитии рефлекторной теории.

3. Понятие о низшей и высшей нервной деятельности, о безусловных и условных рефлексах, временных нервных связях.

4. Понятие, общий план строения, общие свойства анализаторов. Морфофункциональная организация зрительного анализатора. Аномалии рефракции.

5. Морфофункциональная организация нервной системы. Основные отделы центральной нервной системы.

6. Внутренняя среда организма. Значение, функции и строение крови.

7. Морфофункциональная организация сердечно-сосудистой системы. Физиологические свойства сердечной мышцы. Регуляция сердечной деятельности.

8. Понятие дыхания. Морфофункциональная организация дыхательной системы.

 

Содержание ответов на теоретические вопросы и их критерии:

Вопрос 1. Понятие «биоэлектрические явления в тканях», их способ регистрации. Дать определение понятиям: раздражимость, возбудимость, возбуждение, торможение. Мембранно-ионная теория возникновения биопотенциалов ПП, ПД (В.Ю. Чаговец (1896), Бернштейн (1902-1903), Ходжкин, Хаксли, Кац.(1949-1952): особенности строения мембраны, объясняющие происхождение ПП и МП. Отметить наличие 2-х видов каналов для потенциалобразующих ионов. Показать избирательную проницаемость мембраны при формировании ПП. Указать величину МП покоя для нерва и мышцы. Составить представление о равновесном потенциале и силах, его формирующих. Показать избирательную проницаемость мембраны при развитии отдельных фаз ПД. Раскрыть понятия: начальная деполяризация, инверсия заряда - «овершут», реполяризация, следовая деполяризация, следовая гиперполяризация; значение пассивных и активных механизмов в их осуществлении. Раскрыть понятия пороговый потенциал деполяризации мембраны ( е), критический уровень деполяризации (Ек), пик ПД. Волна возбуждения как совокупность изменений электрического состояния мембраны. Характеристики отдельных ее компонентов: амплитуды и длительности пика ПД, следовой деи гиперполяризации. Изменение возбудимости в разные фазы волны возбуждения. Абсолютная и относительная рефрактерность, экзальтация, субнормальная возбудимость. По механизму торможение классифицируют как: первичное и вторичное, деполяризационное и гиперполяризационное; пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Возвратное и прямое торможение при участии клетки Реншоу.

Вопрос 2: Дать понятия - внутренняя среда, гомеостаз. Перечислить экстравазарные жидкие среды, интравазарные жидкие среды, специализированные среды, указать их количество и взаимосвязь. Отметить скорость обмена веществ между интраи экстравазарными жидкостями. Дать понятия – кровь, плазма крови, сыворотка, дефебринированная кровь. Состав и функции крови, Объем циркулирующей крови. Представление о крови, как о системе (Г.Ф. Ланг). Гематокрит (Hct): гипои гиперволемия. Изменение Hct при мышечной работе. Состав плазмы. Перечислить функции белков плазмы. Перечислить физико-химические свойства крови. Солевой состав плазмы. Ответить на вопрос: «Чем определяется осмотическое давление плазмы, а чем – онкотическое давление плазмы?». Величины осмотического и онкотического давлений плазмы. Изотонический раствор плазмы, гемолиз, плазмолиз, мера осмотической стойкости эритроцицов. Виды гемолиза. Дать понятие – иммунитет. Перечислить виды иммунитета. Перечислить неспецифические факторы защиты. Группы крови: система АВО, представительство агглютининов и агглютиногенов. Показать на схеме результат реакции взаимодействия эритроцитов крови человека I, II, III, IV групп (0 , А , В , АВ0) с сывороткой 4-х групп, т.е. с , , , 0. Объяснить взаимодействие.

Вопрос 3: Морфофункциональная организация сердечно-сосудистой системы: круги кровообращения, время кругооборота крови; сосуды в системе кровообращения, линейная скорость кровотока в них; депо крови: селезенка, печень, тонкостенные. Центральный орган системы кровообращения – сердце: общие принципы строения, масса сердца, стенка, камеры, клапаны сердца, два типа миоцитов миокарда. Одностороннее движение крови в сердце. Возврат крови к сердцу. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, автоматия. Опыт Станиуса. Сократимость: закон «все или ничего». Проводимость: скорость проведения возбуждения по основной и атипической ткани сердца. Задержка в проведении возбуждения. Внутрисердечные механизмы регуляции: внутриклеточные; внутрисердечные - гетерометрическая саморегуляция – закон сердечного волокна Франка - Старлинга. Гомеометрическая саморегуляция – закон сердечного ритма Бенбриджа. Внесердечные механизмы регуляции: нервные влияния из ЦНС по блуждающим и симпатическим нервам. Тонус центров сердечных нервов. Роль гипоталамических нервных центров и коры больших полушарий в регуляции работы сердца.

Вопрос 4: Понятия – дыхание и процесс дыхания: внешнее или легочное; транспорт газов кровью. Система органов дыхания: полость носа, гортань, трахея, бронхи, легкие. Особенности строения дыхательных путей (хрящевой остов, мерцательный эпителий). Внешнее дыхание. Механизм вдоха – выдоха. Модель Дондерса. Значение воздухоносных путей. Просвет дыхательных путей – эластическая тяга легочных альвеол, отрицательное давление в плевральной щели, изменение давления в плевральной щели при вдохе и выдохе. Пневмоторакс открытый и закрытый. Газообмен в легких. Показатели вентиляции легких: дыхательный цикл, частота дыхания, легочные объемы: дыхательный объем, резервы вдоха и выдоха, Остаточный объем. Функциональная остаточная емкость, ЖЕЛ. Общая емкость легких. Вентиляция альвеол. Состав вдыхаемого, выдыхаемого альвеолярного воздуха. Парциальное давление газов. Диффузия О2 и СО2 в альвеолах легких. Диффузия О2 и СО2, изменение парциального давления газов по ходу движения газов в организме. Транспорт газов кровью. Кислородсвязывающая способность гемоглобина. КЕК. КУК. Рефлекторная и гуморальная регуляция дыхания. Механои хеморецепторы дыхательной системы. Пневмотоксический центр продолговатого мозга моста. Роль надмостовых структур. Роль гуморальных факторов в регуляции дыхания.

Вопрос 5: Понятие анализатора по И.П.Павлову. Перечислить и объяснить общие принципы строения анализаторов - сенсорных систем (многослойность, многоканальность, принципы «сенсорных воронок»; дифференцировка анализаторных систем по горизонтали и вертикали). Основные функции анализаторов. Общие свойства: пороги восприятия (абсолютные и разностные), адаптация. Строение глаза. Слепое пятно, центральная ямка - желтое пятно. Оптические среды глаза. Редуцированная модель глаза. Понятие фокус. Фокусное расстояние. Узловая точка глаза. Оптическая сила глаза при отсутствии аккомодации. Преломляющая сила глаза. Аккомодация газа. Ближняя и дальняя точки ясного видения. Пределы аккомодации, возрастные особенности. Аномалии рефракции глаза. Рецепторный аппарат глаза. Трехкомпонентная теория цветовосприятия Гельмгольца. Распределение рецепторов по сетчатке глаза Острота зрения. Цветовое и черно - белое поле зрения. Бинокулярное зрение

Вопрос 6 Общий план строения нервной системы. Функции отделов нервной системы. Структурно-функциональная характеристика спинного мозга: длина, масса, диаметр, где начинается и где заканчивается по отношению к позвоночнику, борозды, щели. Оболочки. Сегментарное строение. Отделы спинного мозга, количество сегментов в отделах спинного мозга. Поперечный разрез спинного мозга. Серое и белое вещество спинного мозга, из чего оно состоит? Задние, промежуточные и передние столбы; задние, боковые и передние рога; задние и передние корешки спинного мозга. Спинномозговые нервы, соответствие сегментам и распределение по отделам спинного мозга. 4 ветви спинномозгового нерва, их функции. На схеме показать отделы ствола головного мозга. Перечислить черепно-мозговые нервы моста и продолговатого мозга. Отметить жизненно важные центры продолговатого мозга. Указать функции тонкого и клиновидного ядер продолговатого мозга. Красных ядер и черной субстанции среднего мозга. Функции ретикулярной формации ствола мозга. На схеме показать расположение структур лимбического мозга, ометить их роль в организации эмоций. Отметить основные функции базальных ганглиев, роль первичных, вторичных, третичных проекционных зон в коре большого мозга. Показать роль коры большого мозга «как распорядителя и распределителя всех функций», согласно И.П.Павлову.

Вопрос 7. Понятие – рефлекс. Структура рефлекторной дуги (доказательство одностороннего проведения возбуждения по рефлекторной дуге; доказательство необходимости всех звеньев рефлекторной дуги для осуществления рефлекса). Моносинаптическая и полисинаптическая рефлекторные дуги. Относительная величина времени рефлекса в зависимости от числа синаптических переключений и от силы раздражителя, вызывающего ответ. Понятие – латентный период рефлекса Понятие нервный центр. Многоуровневая организация нервного центра на примере дыхательного центра Свойства нервных центров: одностороннее проведение возбуждения, задержка в проведении возбуждения, иррадиация, концентрация, суммация (последовательная и пространственная), окклюзия, «облегчение» проведения возбуждения, трансформация ритма проведения возбуждения, явление последействия, «проторяемость» пути проведения возбуждения», повышенная чувствительность к недостатку кислорода, утомляемость. Мысли И.М. Сеченова о рефлекторной природе «психической жизни», изложенные в книге «Рефлексы головного мозга». Объяснение целесообразных форм поведения (приспособительные реакции на полезные и вредные раздражители; «разумность невольных рефлексов», показанная им на примере с обезглавленной лягушкой; способность головного мозга регулировать работу спинного мозга). «Сеченовское торможение». Правило Сеченова: «активный отдых лучше чем пассивный восстанавливает работоспособность» и т.д. Сформулировать и объяснить три принципа рефлекторной теории И.М. Сеченова – И.П. Павлова. Идея о ведущей роли нервной системы в регуляции деятельности органов и систем. Учение об безусловных и условных рефлексах, условиях и механизмах их выработки

Вопрос 8: Дать определения понятиям ННД и ВНД, отметив функции обоих отделов нервной системы. Дать сравнительную характеристику безусловных и условных рефлексов. Перечислить условия формирования условных рефлексов. Этапы формирования условных рефлексов. Показать механизм выработки условного слюноотделительного рефлекса на какойлибо раздражитель внешней среды. Отметить какие факторы влияют на устойчивость условных рефлексов. Привести классификацию условных рефлексов в зависимости от порядкового номера их выработки на безе безусловного рефлекса. На основе каких сигналов вырабатываются рефлексы высшего порядка. Привести классификацию условных рефлексов в зависимости от времени действия сигнала и подкрепления, каково их биологическое значение. Охарактеризовать два вида безусловного торможения (запредельное и индукционно). Как на примере безусловного торможения «работают» закон силы и закон времени действия внешних раздражителей. Какой из видов индукционного торможения является основой для проявления ориентировочной реакции на сильный свет или звук? Какой отдел головного мозга принимает участие в организации ориентировочной реакции? Перечислить 4 вида торможения условных рефлексов, привести примеры.

Далее читайте:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Физиология человека и животных», Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии

Ростовский государственный университет

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии

Утверждено на совместном заседании кафедры физиологии человека и животных и УНИИ Валеологии РГУ – 10 мая 2001 г.

Зав.кафедрой физиологии человека и животных, директор УНИИВ РГУ, профессор Г.А.Кураев

 2001 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физиология человека и животных»

Доктор биол.наук, проф. Г.А.Кураев

Ростов-на-Дону

2001

Программа курса «физиология человека и животных»
для студентов 3 курса ЗО биолого-почвенного факультета
специальность «педагог-валеолог»
(доктор биол.наук, проф. Г.А.Кураев)



Пояснительная записка

Курс физиологии человека и животных для студентов ЗО биолого-почвенного факультета по специальности «педагог-валеолог» университета существенно отличается от курса, читаемого для студентов медицинских и педагогических специальностей. В отличие от медиков и педагогов, валеологи должны уделять основное внимание эволюции физиологических функций, понимать, как происходит их формирование у живых существ разных видов с акцентом на возрастные особенности физиологических процессов у человека, как влияют на развитие функций систем организма экологические факторы, образ жизни организма, как происходит функциональная адаптация к природным, в том числе – социальным, условиям жизни, и как влияют на психологический статус человека факторы социального окружения, среды.

В основном, физиология человека многие годы изучается по традиционно составленным учебникам для медицинских вузов, где рассматриваются вопросы нормальной физиологии. К такой категории учебников относятся учебники Е.Б. Бабского и др, 1972 г. издания, коллектива авторов под редакцией Б.И.Ткаченко, 1994; В.М. Покровского и др., 1997 г; «Физиологические основы здоровья человека» под ред.Б.И.Ткаченко, 2001.

Программа курса физиологии человека и животных Ростовского госуниверситета предусматривает представление студентам развитие физиологических функций в филогенезе, онтогенезе, с учетом генетических и фенотипических факторов, влияющих на функционирование разных уровней организации структур и систем организма, начиная от субклеточного уровня и заканчивая целостным организмом. В курсе лекций предусматривается изучение значения функций систем организма для развития и реабилитации их адаптивных, резервных, компенсаторных возможностей.

Тематический план курса "Физиология человека и животных"


  • Наименование разделов, тем; Количество часов
  • ; Лекции; Семинарские. Занятия; Самостоят.работа
  • Тема 1. Предмет физиологии. История физиологии.; 2; ; 12
  • Тема 2. Физиология возбудимых тканей. Физиология нервной ткани.; 2; ; 12
  • Тема 3. Физиология мышечной ткани. Физиология железистой ткани.; 2; ; 12
  • Тема 4. Принципы организации управления функциями организма. Физиология центральной нервной системы.; 4; ; 12
  • Тема 5. Физиология вегетативной нервной системы. Внутренняя среда организма.; 2; ; 12
  • Тема 6. Физиология крови. Кровои лимфообращение. Сердечно-сосудистая система.; 2; ; 12
  • Тема 7. Дыхание.; 2; ; 12
  • Тема 8 Физиология пищеварительной системы.; 2; ; 12
  • Тема 9 Обмен веществ и энергии.; 2; ; 12
  • Тема 10 Физиология выделительной системы.; 2; ; 12
  • Тема 11 Сенсорные системы.; 2; ; 11
  • Тема 12. Интегративная деятельность мозга.; 4; ; 11
  • ; 28; ;
  • Практические занятия; ; 20; 142
  • ; 48;
  • Всего; 190


Основная литература


  1. Физиология человека и животных / Под. ред. А.Б. Когана. М.: Высшая школа, 1984.

  2. Физиология человека / Под ред. В.М. Покровского. М.: Медицина, 1997.

  3. Основы физиологии человека, Т. 1,2,3 / Под ред. Б.И. Ткаченко. СПб.: Изд-во “Фонд культуры”, 1994

  4. Физиология человека и животных / Под ред. А.Д. Ноздрачева. СПб.: Наука, 1998.

  5. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы // Учебное пособие, изд. II дополн. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. — 384 с.

  6. Физиологические основы здоровья человека / Под ред.Б.И.Ткаченко. – С.-Петербург, Архангельск: Издательский центр Северного государственного медицинского университета, 2001. – 728 с

     

    Программа курса

    " Физиология человека и животных "

     

    I . Предмет физиологии.

    1.1. Определение предмета физиологии. Методы физиологических исследований. Хронический и острый эксперимент. Электрофизиологические методы исследования. Клинический метод исследования. Метод наблюдения. Методы раздражения. Метод условных и безусловных рефлексов. Биофизические методы исследования. Кибернетическей методы исследования. Психологические методы исследования. Эволюционный метод исследования. Онтогенетический метод исследования.

    Разделы физиологии. Физиология клетки и субклеточных образований. Физиология тканей. Физиология органов. Физиология систем организма. Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры. Эволюционная физиология. Физиология умственного труда. Физиология физического труда. Физиология онтогенеза - критические возрастные периоды.

    Связь физиологии с другими науками. Связь физиологии с клиникой. Физиология и биофизика. Физиология и биохимия. Физиологи и кибернетика. Физиология и анатомия. Физиология и анатомия. Физиология и психология. Физиология и педагогика. Физиология и ветеринария.

     

    История физиологии.

    1.2. Античный период и средневековье. Аристотель, Гиппократ, Гален, Эразистрат, Авиценна.

    Эпоха Возрождения. Гарвей, Мальпиги, Бернулли, Хэлс, Лавуазье, Декарт, Ламеттри, Гальвани, Вольта, Прохаска.

    XIX век. Дарвин, Шлейден, Шванн, Сеченов, Людвиг, Вебер, Цион, Павлов, Дондерс, Миславский, Геринг, Данилевский, Гейденгайн, Пашутин, К. Бернар, Дюбуа-Реймон, Пфлюгер, Гельмольц, Бабухин, Введенский, Шеррингтон, Флуранс, Мечников.

    ХХ век. Павлов, Быков, Орбели, Черниговский, Петрова, Анохин, Асратян, Бирюков, Воронин, Бехтерев, Беритов, Введенский, Ухтомский, Шеррингтон, Мегун, Моруцци, Бернштейн, Ходжкин, Хаксли, Экклс, Джаспер, Бабкин, Курцин, Коган, Газенко, Симонов.

     

    II. Физиология возбудимых тканей.

    2.1. Свойства возбудимых тканей: раздражимость, возбудимость, возбуждение, раздражение. Опыты Гальвани. Опыты Дюбуа-Реймона.

    2.2. Строение и свойства клеточных мембран: барьерные функции мембраны клетки; регуляторные функции клеточной мембраны; электрические свойства; медиаторные функции мембраны. Строение и функции ионных каналов мембраны клетки.

    2.3. Методы изучения возбудимых клеток. Микроэлектродный метод регистрации электрического потенциала мембраны. Методы раздражения возбудимой клетки.

    2.4. Потенциал покоя и потенциал действия. Действие различных форм электрического тока на заряд мембраны. Полярный закон действия тока. Порог раздражения, полезное время раздражения, хронаксия. Фазы парабиоза.

     

    Физиология нервной ткани.

    2.5. Строение и классификация нейронов. Функции нейронов. Сома нейрона. Мембрана нейрона. Ядро и ядрышко нейрона. Функции дендритов и аксонов. Морфологическая классификация нейронов. Униполярные нейроны. Псевдоуниполярные нейроны. Биполярные нейроны. Мультиполяные нейроны. Функциональная классификация нейронов. Моносенсорные нейроны. Бисенсорные нейроны. Полисенсорные нейроны. Мономодальные, бимодальные, полимодальные нейроны. Фоновоактивные нейроны. Формы активности нейронов. Афферентные нейроны. Вставочные нейроны. Эфферентные нейроны.

    2.6. Рецепторы. Рецепторный и генераторный потенциалы.

    2.7. Нейроглия. Виды нейроглии, функции нейроглиальных клеток.

    2.8. Проведение возбуждения по нервам. Классификация нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым волокнам.

    2.9. Физиология синапсов. Понятие синапса. Классификация синапсов. Синапсы с химическим и электрическим способами передачи возбуждения. Тормзные и возбуждающие синапсы. Нервно-мышечные синапсы.

     

    III. Физиология мышечной ткани.

    3.1. Виды мышечной ткани: гладкие мышцы, скелетные мышцы, мышца сердца. Функции мышц. Методы исследования функций мышц: эргометрические методы, электрофизиологические методы.

    Скелетные мышцы. Классификация скелетных мышечных волокон. Свойства и функции медленных мышечных волокон. Свойства и функции быстрых мышечных волокон. Свойства и функции тонических мышечных волокон.

    3.2. Структурная организация мышечного волокна и механизм мышечного сокращения. Фазы мышечного сокращения. Одиночное мышечное сокращение. Суммация и тетанус. Работа и мощность мышц. Энергетика и теплообразование при мышечных сокращениях.

    3.3. Гладкие мышцы. Классификация гладких мышц. Строение гладких мышц. Функции и свойства гладких мышц.

     

    Физиология железистой ткани.

    3.4. Секреция, ее виды. Функции секреторных систем. Секреторный цикл. Регуляция секреции.

     

    IV. Принципы организации управления функциями организма.

    4.1. Управление по рассогласованию. Управление по возмущению. Нервные механизмы управления. Гуморальные механизмы управления.

    4.2. Саморегуляция физиологических систем. Гомеостаз. Прямая и обратная связь. Функциональная система Анохина.

     

    Физиология центральной нервной системы.

    4.3. Методы исследования функций ЦНС. Метод выключения структур мозга. Метод депрессии. Метод денервации. Электрофизиологические методы. Метод моделирования. Рефлекторный метод. Эволюция ЦНС.

    4.4. Торможение в ЦНС.

    4.5. Свойства нервных центров.

    4.6. Гематоэнцефалический барьер и цереброспинальная жидкость.

    4.7. Спинной мозг. Структура и функции спинного мозга. Проводящие системы спинного мозга. Нейронная организация рогов спинного мозга. Рефлексы спинного мозга. Сегментарная рефлекторная дуга. Миотатические рефлексы. Рефлексы с рецепторов кожи. Висцеромоторные рефлексы. Рефлексы вегетативной системы.

    4.8. Ствол мозга. Структура продолговатого мозга. Сенсорные, проводниковые, рефлекторные и интегративные функции продолговатого мозга. Мост. Структура моста мозга. Сенсорные, проводниковые, рефлекторные и инегративные функции моста. Структура среднего мозга. Сенсорные, проводниковые, двигательные, рефлекторные и интегративные функции среднего мозга. Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Мозжечок: кора мозчежка, подкорковые структуры мозжечка, функции мозжечка, взаимодействие мозжечка с корой головного мозга. Лимбическая система мозга: гиппокамп, миндалевидное тело.

    4.9. Базальные ядра головного мозга. Строение и функции хвостатого ядра, скорлупы. Строение и функции бледного шара. Строение и функции ограды.

    4.10. Кора большого мозга. Морфофункциональная организация. Нейроны коры. Слои коры. Сенсорные области коры. Моторные области коры. Ассоциативные области коры. Электрическая активность коры мозга. Межполушарные взаимоотношения коры.

    4.11. Координация движений.

     

    V. Физиология вегетативной нервной системы.

    5.1. Функциональная структура вегетативной нервной системы. Симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система. Вегетативные рефлексы: висцеро-висцеральные, висцеро-соматические, сомато-висцеральные.

     

    Внутренняя среда организма. Механизмы обеспечения ее постоянства и адаптивных изменений.

    5.2. Принципы гормональной регуляции. Методы исследования гормональной регуляции.

    5.3. Гипофиз и его гормоны.

    5.4. Щитовидная железа.

    5.5. Паращитовидная железа.

    5.6. Надпочечники.

    5.7. Поджелудочная железа.

    5.8. Половые железы.

     

    VI. Физиология крови.

    6.1. Понятие о системе крови. Функции крови. Количество крови в организме.

    6.2. Плазма крови, ее состав и функции. Физико-химические свойства крови.

    6.3. Форменные элементы крови. Эритроциты. Эритрон. Лейкоциты. Лейкоцитарная формула. Нейтрофилы, базофилы, эозинофилы, моноциты, лимфоциты. Регуляция лейкопоэза. Резистентность и иммунитет.

    6.4. Тромбоциты и их функции.

    6.5. Группы крови. Резус-фактор.

    6.6. Свертывание крови. Фибринолизис.

    6.7. Кровои лимфообращение.

    1. Структура системы кровои лимфообращения. Функции системы кровои лимфообращения.

Сердечно-сосудистая система.

6.9. Физиология сердца. Функции сердечной мышцы. Функции проводящей системы сердца. Функции оболочек сердца. Функции перикарда.

6.10. Кардиограмма. Электрокардиограмма. Фазы сокращения сердца. Ритмы сердечных сокращений. Нагнетательная функция сердца. Сердечный выброс - минутный объем. Механические и звуковые проявления сердечной деятельности.

6.11. Регуляция деятельности сердца. Внутриклеточные механизмы регуляции. Регуляция деятельности сердца с рецепторов эндокарда, миокарда, эпикарда и перикарда. Регуляция деятельности сердца со стороны симпатической и парасимпатической систем. Межсистемная регуляция деятельности сердца. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Условнорефлекторная регуляция деятельности сердца. Рефлексы сердца.

6.12. Функции сосудистой системы. Классификация сосудов, принципы гемодинамики. Артериальное давление, артериальный пульс, объемная скорость кровотока. Движение крови в капиллярах. Микроциркуляция. Движение крови в венах. Регуляция движения крови по сосудам: нервная, гуморальная. Сосудистые рефлексы. Кровяные депо. Мозговое кровообращение. Кровообращение в сердце.

6.13. Лимфообращение. Строние лимфатической системы. Образование лимфы и ее состав. Движение лимфы по сосудам. Функции лимфатической системы.


VII. Дыхание.

7.1. Строение и функции дыхательной системы. Виды дыхания: внешнее, легочное, альвеолярное, тканевое, клеточное. Эволюция дыхательной системы.

7.2. Строение и функции легких. Механизм вдоха. Внутриплевральное давление. Механизм выдоха. Легочная вентиляция: легочные объемы. Дыхательный объем, резервный объем вдоха и выдоха. Остаточный объем. Жизненная емкость легких. Транспорт газов и газообмен. Регуляция дыхания: нервная и гуморальная. Дыхательные рефлексы.


VIII. Физиология пищеварительной системы.

8.1. Строение пищеварительной системы. Функции пищеварительной системы. Методы исследования пищеварительной системы. Теории голода и насыщения. Понятие “аппетит”, виды расстройства аппетита. Типы пищеварения.

8.2. Пищеварение в полости рта. Слюноотделение. Жевание. Глотание.

8.3. Пищеварение в желудке. Строение и функции отделов желудка. Механизм образования и состав желудочного сока. Регуляция желудочной секреции: нервная, гуморальная. Моторная функция желудка. Эвакуация пищи из желудка и двенадцатиперстную кишку.

8.4. Пищеварение в тонком кишечнике. Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Регуляция секреции сока поджелудочной железы. Желчеотделение и желчевыделение. Механизмы и регуляция. Кишечная секреция. Полостное и пристеночное пищеварение. Моторика тонкой кишки. Механизм всасывания белков, жиров и углеводов в тонкой кишке.

8.5. Функции толстого кишечника.


IX. Обмен веществ и энергии.

9.1. Методы изучения энергообмена. Основной обмен и его измерения в покое и при нагрузках. Регуляция обмена энергии.

9.2. Обмен белков. Азотистый баланс. Регуляция обмена белков.

9.3. Обмен липидов. Образование и распад жиров в организме. Регуляция обмена жиров.

9.4. Обмен углеводов. Изменения углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов.

9.5. Обмен минеральных солей, витаминов и воды.


X. Физиология выделительной системы.

10.1. Органы выделения: почки, легкие, слюнные железы, железы желудочно-кишечного тракта, железы кожи, слезные железы. Эволюция выделительной системы.

10.2. Почки и их функции. Методы изучения функций почек. Нефрон. Строение и функции отделов нефрона. Поворотно-противоточная система почек. Регуляция функций почек: нервная и гуморальная.


XI. Сенсорные системы.

11.1. Понятие сенсорной системы. Методы исследования сенсорных систем. Общие принципы строения сенсорных систем. Функции сенсорных систем. Кодирование информации в сенсорных системах.

11.2. Зрительная система. Строение и функции структур зрительной системы. Аномалии рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Сетчатка глаза и ее функции. Электроретинограмма. Световая чувствительность. Зрительная адаптация. Дифференциальная зрительная чувствительность. Цветовое зрение и теории цветоощущения. Роль движения глаз для зрения.

11.3. Слуховая система. Структура и функции слуховой системы. Наружное ухо. Среднее ухо. Внутреннее ухо. Механизм слуховой рецепции. Слуховые ощущения. Бинауральный слух.

11.4. Вестибулярная система. Строение и функции вестибулярного аппарата.

11.5. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Проприоцептивная чувствительность.

11.6. Обонятельная система. Строение и функции обонятельного аппарата.

11.7. Вкусовая система. Строение и функции вкусовой системы.


XII. Интегративная деятельность мозга.

12.1. Условный рефлекс и механизмы его образования. Методы выработки условных рефлексов. Виды условных рефлексов. Виды торможения условных рефлексов. Динамика основных нервных процессов. Типы высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы и инстинкты. Классификация безусловных рефлексов и инстинктов.

12.2. Физиологические механизмы памяти. Кратковременная и долгосрочная память.

12.3. Физиологические мехнизмы эмоций. Стадии развития эмоций.

12.4. Сон и гипноз. Механизмы сна. Стадии сна. Сновидения. Гипнотический сон.

12.5. Мышление, интеллект.

12.6. Вторая сигнальная система. Речь.

12.7. Функциональная межполушарная асимметрия мозга и ее эволюция.

Практические занятия курса

"Физиологические основы валеологии" ( 16 часов )

Тематический план курса "Физиология человека и животных"