Анатомия и морфология человека

Морфология - комплекс научных отраслей и их разделов, исследующий форму и строение животных и растительных организмов.К морфологии животных и человека относят анатомию, эмбриологию, гистологию, цитологию и палеозоологию. К морфологии растений относят анатомию растений, эмбриологию, цитологию и палеоботанику.

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием условий существования.

Свое название она получила от метода исследования – рассечение, или препарирования (греч. anatemno – рассекаю), который был сначала единственным, а затем главным в изучении строения тела. На современном этапе развития науки различают анатомию:

. систематическую, изучающую организм по системам (костная, мышечная, сердечнососудистая и т.п.);

. топографическую, рассматривающую на основе уже известных фактов систематической анатомии пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела;

. пластическую, которая объясняет внешние формы и пропорции тела;

. возрастную, исследующую изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма;

. сравнительную, изучающую структурные преобразования сходных органов у разных животных;

. функциональную, рассматривающую структуры отдельных частей организма под углом зрения выполняемых ими функций.

Программа обучения по специальности

Строение и возрастные изменения органов и их систем: опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, дыхательная, мочевыделительная, эндокринная, репродуктивная системы, система кожных покровов.

Макрои микроскопическое строение органов. Влияние факторов среды на анатомическую изменчивость организма человека. Филогенез органов и их систем.

Анатомия, как и другие морфологические науки, относится к фундаментальным наукам, изучающим закономерности строения живой материи на различных уровнях ее организации. Она вооружает учащихся знаниями о строении человека – объекта их будущей практической деятельности. Раскрывая своеобразие структур человеческого тела, анатомия разъясняет значение специфической приспособляемости к общественному труду, которая характеризует человека и, следовательно, способствует формированию материалистического мировоззрения.

Теоретические вопросы:

1. Общие принципы строения пищеварительной системы и ее функциональное значение. Строение стенки трубчатых органов, их кровоснабжение и иннервация

2. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистая система человека, виды сосудов, строение их стенок. Основные сосуды головы, туловища, конечностей. Сосуды сердца.

3. Мышечная системы человека и ее функциональное значение, виды мышечных тканей, составляющие ее. Основные элементы скелетной мышцы как органа. Вспомогательные аппараты мышц. Функциональные группы мышц на теле человека.

4. ЦНС человека. Спинной мозг и его отделы и их расположение. Строение серого вещества спинного мозга и его назначение. Строение белого вещества спинного мозга, выполняющего восходящую и нисходящую функции

5. Эндокринная система человека и ее функциональное значение. Характеристика железистого эпителия. Характерные признаки желез внутренней секреции. Примеры желез внутренней секреции. Железы смешанной секреции и их назначение в организме человека

 

Содержание ответов на теоретические вопросы и их критерии:

Вопрос 1

Пищеварительная система человека, ее отделы, их строение, отличительные функции отделов. Большие пищеварительные железы, особенности их строения и направления их протоков.

Определение пищеварительной системы человека.

Строение и функции отделов передней части пищеварительной трубки.

Строение и функции отделов средней части пищеварительной трубки.

Строение и функции отделов задней части пищеварительной трубки.

Строение печени, поджелудочной и слюнных желез, направление их протоков в полости пищеварительной трубки.

Вопрос 2

Сердечно-сосудистая система человека, виды сосудов, строение их стенок. Основные сосуды головы, туловища, конечностей. Сосуды сердца.

Определение сердечно-сосудистой системы и ее замкнутый характер.

Строение и значение артерий, вен, капилляров.

Крупные артерии и вены туловища, головы шеи.

Кровоснабжение конечностей.

Главные сосуды сердца, их начало и область оттока.

Вопрос 3

Мышечная системы человека и ее функциональное значение, виды мышечных тканей, составляющие ее. Основные элементы скелетной мышцы как органа. Вспомогательные аппараты мышц. Функциональные группы мышц на теле человека.

Определение мышечной системы человека, функции.

Выды мышечных тканей.

Фасция, голова – хвост, мышечное брюшко.

Вспомогательные аппараты мышц – слизистые сумки, синовиальные влагалища, удерживатели сухожилий, сесамовидные кости.

Мышцы сгибатели – разгибатели, отводящие - приводящие, пронаторы - супинаторы, примеры.

Вопрос 4

ЦНС человека. Спинной мозг и его отделы и их расположение. Строение серого вещества спинного мозга и его назначение. Строение белого вещества спинного мозга, выполняющего восходящую и нисходящую функции.

Определение ЦНС.

Отделы спинного мозга и их расположение.

Передние, задние, средние рога серого вещества, центральная часть.

Восходящие пути спинного мозга.

Нисходящие пути спинного мозга.

Вопрос 5

Эндокринная система человека и ее функциональное значение. Характеристика железистого эпителия. Характерные признаки желез внутренней секреции. Примеры желез внутренней секреции. Железы смешанной секреции и их назначение в организме человека.

Понятие эндокринной системы человека. Функциональное значение эндокринной системы.

Характеристика железистого эпителия.

Характерные признаки желез внутренней секреции.

Примеры желез внутренней секреции.

Примеры желез смешанной секреции и их назначение.

 

Практические задания:

1. Найти среди предложенных костей позвоночного столба представителей из различных отделов и разложить их, соблюдая последовательность их в отделах.

2. На представленном черепе найти воздухоносные пазухи костей, показать их и назвать их функциональное значение.

3. Найти под микроскопом среди предложенных тканей препарат эпителия почечных канальцев, рассказать с какой функцией связано такое строение данной трубки.

4. На муляже сердца найти место расположения овального окошечка и рассказать его происхождение.

 

Содержание ответов на практические вопросы и их критерии

Вопрос 1

Дать название структурной части кости, покрывающей ее с наружи.

Отметить двухслойное строение, из каких волокон состоит, что к нему прикрепляется.

Как называется внутренний слой.

Чем богат внутренний слой.

За счет какого слоя происходит рост костей в толщину.

Вопрос 2

Выростом какой структуры является ворсинка .

Чем покрыта поверхность ворсинки, зачем нужно это покрытие, какой вид пищеварения осуществляет.

Клетками какой ткани образована  поверхность ворсинки и какую функцию она выполняет.

Где находится лимфатический капилляр и какие продукты переваривания в него всасываются.

Какие типы кровеносных сосудов проходят в ворсинку и какие вещества всасываются в них.

Вопрос 3

Что такое перикард? Из какой ткани он состоит? Какую функцию по отношению к сердцу выполняет.

Что находится между перикардом и эпикардом, чем заполнена.

Что представляет собой эпикард, из какого слоя состоит, с чем срастается.

Что такое миокард, где находится, из какой ткани состоит? Толщина слоя в предсердиях и желудочках? Чем образована перегородка внутри сердца.

Что представляет собой эндокард, из какой основной ткани состоит, элементы какой ткани также входят в его состав? Какое отношение он имеет к клапанам сердца, как осуществляется его питание?

Вопрос 4

Назвать три оболочки мозга, какая из них прилежит к наружной части мозга, какой тканью она образована, чем богата и какую функцию выполняет.

Как называется средняя оболочка, из какой ткани она состоит, заходит ли она в борозды и извилины мозга.

Как называется пространство, расположенное под средней оболочкой мозга, чем оно заполнено.

Где находится твердая мозговая оболочка, какой тканью она образована, какие структуры она образует и какую функцию выполняет? Где находятся синусы или пазухи, какую роль и функцию они выполняют, куда открываются.

Как называется пространство между наружной и средней оболочкам? Что в нем находится.

Общие анатомические вопросы

1. Из каких основных частей и отделов состоит нервная система человека?
2. Какие принципы заложены в выделении тех или иных частей и отделов ЦНС ?
3. Кратко охарактеризуйте структуры ЦНС.
4. Что представляют собой и где располагаются элементы периферической нервной системы?
5. Что означает термин "иннервация"?
6. Какие методы исследования используются в нейроанатомии для изучения строения мозга?
7. Какие методики используются для исследования микроструктуры нервной ткани?
8. Какие основные анатомические термины, указывающие на взаиморасположение отдельных частей и их структуру чаще всего используются?; приведите примеры.
9. Что представляет собой стереотаксический метод исследования структур головного мозга?
10. Какие основные координатные оси и плоскости используются при описании взаиморасположения структур в анатомической практике?
11. Что представляет собой внутренняя среда ЦНС?
12. Какими образованьями защищен головной и спинной мозг от внешних воздействий?
13. Каковы особенности строения твердой оболочки головного и спинного мозга?
14. Что представляет собой ликвор, и как происходит его циркуляция?
15. Какие структурно-функциональные комплексы обеспечивают гематоэнцефалический барьер?
16. Каковы особенности кровоснабжения головного мозга?