Корниловы - легендарная цирковая династия

Таисия Корнилова - Народная артистка России, Лауреат премии Москвы, Призер международного фестиваля в Вероне, сценарист, режиссер, художественный руководитель программ "Вокруг света", "Путешествие в джунгли", готовится к постановке эстрадно-цирковой спектакль "Skyland".

Андрей Корнилов - Дементьев - клоун, дрессировщик, режиссер, выпускник ГИТИСа.


Цирк, как море, - особая стихия, притягивающая, подобно магниту, и в своем вечном движении перекатывающая волны ярких уникальных судеб. И, как и море, цирк не терпит трусов и педантов.

Цирк нельзя назвать просто профессией - любую профессию можно поменять. Цирк же - это судьба, это особый уникальный стиль жизни не только самого человека, но, как часто случается, и всего его последующего рода, его будущих детей, внуков и правнуков.

Цирк - это самая сильная любовь на всю жизнь - любовь, порой жестоко требующая полной отдачи раз и навсегда. Ибо, однажды войдя в магический круг арены и испытав чары притяжения творчества, захватывающее волшебство риска и пленительную сладость оваций, остаешься ее верным рыцарем и паладином до конца дней своих. Цирк, пожалуй, как никакая другая область искусства, богат красивыми и удивительными историями - любви, верности и мужества.

Династия Корниловых занимает почетное место среди российских представителей циркового искусства, да и в мире она уже давно успела себя зарекомендовать как одна из самых знаменитых и легендарных цирковых династий. Они беспрестанно в разъездах: в Венгрии, Гонконге, Сингапуре, Австралии, Италии, Америке, Норвегии, Швеции, Японии, Франции, Турции, Бельгии. Трудно назвать страну, в которой не проходили гастроли труппы. Эта семья хранит немало историй, способных дать немало тем для множества захватывающих романов.

Как все начиналось….

А началось все еще при царе-батюшке, на раздольном самарском берегу Волги. Во время увольнения с корабля на берег моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ярмарку, где давал представления передвижной цирк, (по тем временам он назывался зверинец), Ивана Лазаревича Филатова. И все бы ничего, да пленил бравого моряка взгляд девушки зpа кассой - дочери хозяина, очаровательной Марии Ивановны. Ничего не смог с собой поделать Александр Иванович, женился и поменял морскую стихию на не менее опасную и романтичную - цирковую.

Как и все новички, поначалу трудился он служащим арены, не гнушался никакой черной работы, а потом, поднаторев в дрессуре, стал сам работать на манеже, создал свой аттракцион.Именно так, из небольшого циркового балаганчика, раскинувшегося некогда на волжском берегу, взяли свое начало две знаменитые на весь мир цирковые династии - Филатовых, прославившихся дрессурой медведей и других хищников, и Корниловых, создавших уникальные традиции дрессуры слонов.

Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил сын Александра Ивановича и Марии Ивановны - Анатолий Александрович Корнилов. Его программы прославили советский цирк далеко за пределами родины.

Его дочь Таисия, как почти все цирковые дети, с шести лет работала на арене, была полноправным участником отцовского аттракциона. После слов конферансье "Слоненок Майя и девочка Тая!" маленькая Тая совершила свой первый выезд на арену. И уже тогда она впервые поняла: цирк и она неразделимы. Именно тогда впервые, по капризу Ее Величества Судьбы и увидел ее на манеже рижского цирка будущий супруг Алексей Дементьев, шестилетним мальчишкой, сидя рядом со своим отцом, он с белой завистью наблюдал за работой ровесницы на арене. Шли годы, но Судьба и не думала забывать о своих звездных планах. Лет через десять программа Корнилова опять гастролировала в Риге и Таисия, уже старшеклассница, красавица и достаточно опытная артистка цирка, "звезда" номера, пришла учиться именно в ту школу, где уже грыз гранит науки тот самый мальчуган, некогда восторженно наблюдавший за программой, а теперь гроза всей школы, отчаянный хулиган и спортсмен-боксер. Та рижская школа, видимо, призвана была воспитывать будущих "звезд" российской культуры, потому как в классе Алексея училась не кто иная, как будущий создатель популярнейшего балета "Тодес" Алла Духова. Именно она, уже тогда обладая мудростью и умением дружить, поспособствовала тому, что первая мимолетная стычка двух молодых людей переросла в дружбу, которая очень скоро стала любовью. Настал момент, когда Алексей Дементьев объявил семье о своем желании жениться на Таисии. Делать было нечего, и два почтенных семейства - знаменитых дрессировщиков Корниловых и директора Центрального Рижского универмага Дементьевых собрались на смотрины, дабы обсудить будущее непреклонных в своем желании соединить судьбу чад. Требование Корнилова было жестким - тот, кто хочет жить с его дочерью, должен посвятить себя цирку.

Почти как у Ромео и Джульетты…

Настал момент, когда Алексей Дементьев объявил семье о своем желании жениться на Таисии. И два почтенных семейства - знаменитых дрессировщиков Корниловых и директора Центрального Рижского универмага Дементьевых собрались на смотрины, дабы обсудить будущее непреклонных в своем желании соединить судьбу чад. Требование главы цирковой династии Анатолия Корнилова было жестким - тот, кто хочет жить с его дочерью, должен посвятить себя цирку. На что глава семьи Дементьевых, человек нрава строгого, возмутился от одной мысли, что его сын будет "крутить слонам хвосты". Все разругались, на том и разошлись. Но Алексей Дементьев не был бы сам собою, если бы позволил кому-то решить свою судьбу вместо себя. Ночь ушла на размышления, а уже в шесть утра упрямый парень звонил в дверь Корниловых. Анатолий Александрович грозно спросил: "Что ты хочешь?" Будущий зять потребовал ручку и бумагу и написал заявление о приеме на работу в цирк. Ему, как и его невесте, было в ту пору восемнадцать лет.

Цирковое счастье…

Цена любви к "звезде" цирка оказалась немалой - четырнадцать лет, начиная с того памятного утра, бросив все прежние планы, ее молодой муж работал простым служащим арены, пока не познал все тонкости искусства дрессировки слонов. Только после этого он вошел в номер. Творческий тандем двух таких выдающихся личностей оказался идеален - Алексей, помимо дрессуры, занимался всеми вопросами административного характера, Таисия взяла на себя творческую, режиссерскую сторону программы. Создали свой собственный цирк шапито, с которым успешно гастролировали по многим городам и странам.

Супругам не было еще и тридцати, когда они получили звание заслуженных артистов и всего по тридцать девять, когда стали самыми молодыми народными артистами России. Получили государственную премию Москвы.

Боль потери…

В 2000 году полным ходом шла работа над важным и ответственным проектом - цирк Корниловых-Дементьевых отправлялся в длительные гастроли по Бельгии и всей остальной Европе. Алексей с коллективом своей автотранспортной фирмы целый месяц, без сна и отдыха, разрабатывал и воплощал в жизнь уникальный проект "слоновозки", в которую с комфортом для дальней дороги могли поместиться сразу три слона и три лошади. В дальний путь вышла колонна из пяти машин с животными и реквизитом. Алексей Дементьев ехал в замыкающей. Сказался месяц бессонной изматывающей работы - он заснул за рулем, выехал на встречную полосу и погиб от лобового столкновения.

Прощались с ним дважды - на манеже цирка на Цветном бульваре, где после так же прощались только с Юрием Никулиным, и в родной Риге.

Гастроли в Бельгию не отменили - слишком много сил было вложено в них.

Можно только догадываться, какого неимоверного мужества стоило Таисии провести этот последний проект мужа. Каждый вечер, в разных городах и странах, выходила она на арену - неизменно красивая и сияющая, чтобы ни один зритель, пришедший в цирк получить свою порцию радости, не догадался, какая неотступная душевная боль живет в этой хрупкой, но такой сильной женщине. Но рядом встал сын Андрей.

Андрей Корнилов

Андрей, как и все дети, "родившиеся в опилках", с первых шагов впитал все навыки, необходимые цирковому артисту. Можно сказать, он родился в школе дрессуры - в династии, которая передает свои секреты от отца к сыну, дает то, чему не научит ни какое учебное заведение, никакая книжка: умение чувствовать животное, интуитивно понимать его индивидуальный характер, воспринимать как близкое и родное существо. И учит самому главному, без чего никогда не состоится дрессировщик - ответственности перед животными, когда их комфорт и благополучие стоят выше своего собственного.

Циркового ребенка цирк приучает к труду с детства. После школы обязательные репетиции, затем уроки, хотя заставлять их делать особо и некому - родители с утра на манеже, и ребенок предоставлен сам себе. Но атмосфера постоянного труда затягивает, невольно заставляет в него включаться.

Первый выход на манеж будущего артиста случился, когда ему было двенадцать лет, в цирке на Цветном бульваре, с легкой руки Юрия Владимировича Никулина - была доверена роль мальчика из зрительного зала, которого выводят на манеж, сажают на хобот слона и тот его крутит, как на карусели. Позже, когда мама ушла в декрет, Андрей начал работать как акробат в отцовском номере с африканским слоном.

В семнадцать-восемнадцать лет возникло желание сменить профессию, пришла мечта поступить во ВГИК, заниматься режиссурой театра и кино. Разумеется, такая перемена предполагала уход из программы. Начались трения. Позиция отца была жесткой - требовал, чтобы Андрей продолжал работать со слонами. Правда, все же оставлял сыну возможность выбора: "Вот еще номер сделаем, и тогда …"Но судьба все решила за них обоих.

После гибели отца не только люди, но и животные прореагировали на уход "вожака". Африканская слониха, прославившая семью и слушавшаяся только Алексея, вдруг начала проявлять агрессивность, и в результате серьезно травмировала нового дрессировщика, ее же пришлось отправить в зоопарк.

Восемнадцатилетний Андрей взял в свои руки слоновий коллектив, заставил беспрекословно подчиняться себе как новому "вожаку". Сейчас он продолжает дело отца, совмещает дрессуру с административной деятельностью. В этом году закончил режиссерский факультет ГИТИСА Есть такая мечта сниматься в кино, как Юрий Никулин, и совмещать это с работой в цирке. "Наше искусство, так же, как и театр, не терпит фальши. Зрителя не проведешь - тут все по-настоящему" - говорит Андрей. И каждый вечер, во время представления он, блистая артистизмом, дарит радость зрителю, каждое его появление на манеже приковывает внимание удивительными перевоплощениями, будь то реприза или аттракцион со слонами, заставляя поверить, что искусство цирка - всего лишь легкая и непринужденная игра, а гигантское животное само по себе играет свою роль в спектакле. Цирковая судьба не отпустила Андрея Дементьева-Корнилова с пути, которому многие десятилетия служили и служат его предки!

  • Здравствуйте цирк Корниловых! Я ходила к вам в цирк в фервале, в воскресенье. Мне нравиться ваши слоники!

    Гость (Настя)