Биологические основы сельского хозяйства

Основы почвоведения, земледелия и агрохимии, способствующие повышению биологической продуктивности почв и урожайности растений. Биологические и агротехнические особенности полевых, овощных, плодово-ягодных культур и технологии их выращивания. Биологические основы животноводства, разведения, кормления и содержанияразных видов животных и птицы.

Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляются в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства.

Программа обучения по специальности

Почва как природно-историческое тело и основное средство сельскохозяйственного производства. Плодородие почвы. Факторы почвообразования. Состав и свойства почв. Классификация почв. Характеристика основных типов почв по зонам страны. Эрозия почв. Охрана почв и рациональное использование земельных ресурсов. Земледелие как наука о рациональном использовании почв и повышении их плодородия. Основные законы земледелия. Биологические особенности способов, норм и сроков посева. Системы земледелия. Научные основы химизации земледелия и животноводства. Органические и минеральные удобрения. Понятие о гербицидах, инсектицидах, репеллентах, аттрактантах, фунгицидах, зооцидах и других защитных веществах. Условия их применения без нарушения биологического равновесия в природе.

Культурные растения, их классификация и происхождение. Важнейшие зерновые, зернобобовые, масличные, прядильные, кормовые, овощные и плодово-ягодные культуры. Корнеплоды и клубнеплоды. Их морфологические, биологические и хозяйственные особенности. Технология выращивания на пришкольном и приусадебном участке. Сельскохозяйственные животные, их происхождение и разведение. Биологические особенности и хозяйственное значение крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов и птицы. Особенности разведения, кормления и содержания. Опытническая работа школьников с растениями и животными.

Теоретические вопросы:

1. Основные минеральные удобрения и подкормка; сроки их внесения под сельскохозяйственные культуры

2. Обработка почвы, краткая характеристика решаемых ею задач.

3. Породы сельскохозяйственных животных, основные методы их выведения.

Практические вопросы:

1. Определить норму полива (м3/га) сельскохозяйственной культуры если почва ко времени полива имеет абсолютную влажность 10%, плотность г/см3, а ее полевая влагоемкость составляет 30%. Расчет вести для 100-сантиметрового слоя почвы.

2. Определить норму внесения фосфорного удобрения под озимую пшеницу в кг/га, действующего вещества, если: планируемая урожайность озимой ржи – 30 ц/га; 1 ц. урожая выносит 1,2 кг Р2О5; в пахотном горизонте почвы содержится 300 кг подвижного Р2О5, коэффициент использования подвижного Р2О5 из почвы 5%, коэффициент использования Р2О5 из удобрения 20%.

 

Содержание ответов на теоретические вопросы и их критерии:

Вопрос 1

Основные удобрения (определение).

Особенности внесения удобрений под яровые культуры.

Особенности внесения удобрений под озимые культуры.

Внесение удобрений на полях с вегетирующими многолетними травами.

Внесение удобрений под озимые по чистому пару.

Вопрос 2

Определение обработки почвы.

Задача создания оптимального строения пахотного слоя.

Задача улучшения режима питания сельскохозяйственных растений.

Задача борьбы с вредителями и болезнями культур.

Способы заделки в почву органических и минеральных удобрений.

Вопрос 3

Определение понятия «порода» сельскохозяйственного животного.

Критерии породы.

Основные методы создания пород.

Искусственный отбор и подбор родительских пар.

Классификация пород, привести примеры.

Содержание ответов на практических вопросов:

1. При поливе культур влажность почвы целесообразно довести до величины ее полевой влагоемкости: если воды дать больше, излишек влаги просочится, не принеся пользы; если воды дать меньше, то полив придется повторить.

Норма полива определяется как разность между величиной полевой влагоемкости и содержанием влаги в почве на момент полива. Норма, (м3/га) определяется по формуле:

Рh (ПВ – В) = (м3/га)

где: Р – плотность почвы (г/см3); h – толщина слоя почвы, для которого ведется расчет (см); ПВ – нулевая влагоемкость (%); В – влажность почвы (%).

2. Норму фосфорного удобрения в (кг/га) действующего вещества определяют по формуле:

Норма, кг/га = 100а – gk1/k2,

где: а – количество Р2О5, которое вынесет заданный урожай (кг/га); g – количество подвижного фосфора в пахотном слое почвы (кг/га); k1 – коэффициент использования растением подвижного Р2О5 из почвы (%); k2 – коэффициент  использования растением Р2О5из действующего вещества фосфорного удобрения.