Военная орнитология

ОГАО в составе ГЦБПВТ выполняет экспертную функцию по вопросам предотвращения столкновений с птицами на воздушном транспорте РФ, мы оперируем официальными числами и показателями.

Российские самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год. При этом треть авиапроисшествий случается при посадке, четверть - при взлете.

Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации ГосНИИГА.

Предотвращение столкновений с птицами — специфическая проблема, появившаяся с рождением самой авиации, и занимающая пограничное положение между авиацией и орнитологией – двумя динамично развивающимися и подвергающимися изменениям областями знаний и практики.

Противодействие птицам в авиации выделено в отдельный вид обеспечения безопасности полётов — орнитологическое обеспечение безопасности полётов (ООБП). Современное орнитологическое обеспечение — это комплекс мероприятий, включающий меры по оперативной и пассивной защите от птиц воздушных судов (ВС), аэродрома и аэропортовых сооружений, меры по экологическому преобразованию аэродромной и приаэродромной территорий с целью снижения их привлекательности для птиц, меры по оценке птицеопасности района расположения аэродрома, учёт и расследование случаев столкновений птиц с воздушными судами, а также организационные меры.

Птицеопасность района расположения аэродрома оценивается по результатам анализа накопленной за длительный период информации о столкновениях, зарегистрированных в данном районе. Администрация аэропорта (аэродрома) обязана обеспечить учёт всех случаев столкновений ВС с птицами вне зависимости от последствий этих столкновений.

Подавляющее большинство столкновений с птицами не приводят к каким-либо последствиям для полёта или для самого воздушного судна, в небольшой части столкновений отмечаются те или иные повреждения элементов планера и двигателей, но, в отдельных случаях последствия столкновений могут иметь острый и даже катастрофический характер.

Безусловно, столкновение с птицами не входит в перечень основных причин авиакатастроф. И тем не менее Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно 5400 пернатых таранов на самолеты. На счету "птичьих истребителей" - сбитые "фарманы", "кукурузники", турбовинтовые и реактивные самолеты, как свидетельствует статистика, с 1988 года именно из-за этого погибли 194 человека.

Для гражданских самолетов наиболее уязвимы:

• двигатели - на них приходится 40% столкновений,
• крылья - 33%,
• лобовое стекло кабины -16%,
• фюзеляж - 7%.

Для военных самолетов статистика иная:

• двигатели - 55%,
• фюзеляж - 11%,
• лобовое стекло - 10%,
• крылья и рули - 14%.

Инженеры всего мира ломают головы над тем, как надежнее защитить самолеты от птиц. Или по крайней мере свести к минимуму возможные повреждения. Например, для остекления кабины современных самолетов конструкторы применяют гнутые органические стекла или толстые (до 20 мм) поликарбонатные пластины.

На специальных стендах самолеты испытывают на "птицестойкость". Как? Их обстреливают из пневмопушек... птичьими тушками. Причем для проверки на стойкость двигателя достаточно веса 680 граммов, а вот при испытаниях остекления нужна масса уже побольше - 1-1,8 кг. Согласно международным стандартам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается.

Сайт ОГАО - www.otpugivanie.narod.ru/. Это первый русскоязычный сайт, посвященный тематике "Защита от птиц", открыт в октябре 2000 года.