Черепаха олицетворяет...

1 воды,

2 Луну,

3 Мать-Землю,

4 начало творения,

5 время, бессмертие,

6 плодородие,

7 продление рода.

Черепаху часто изображают поддерживающей мир. С ней связывают начало творения и считают ее подпирающей весь мир. Она поддерживает землю, а ее четыре ноги находятся на четырех концах земли. У индийцев черепаха - Касьяра, северная звезда, первое живое существо, прародитель. Аватара Вишну-Хранителя. Нижняя часть панциря - символ земного мира, верхняя - небесного. Черепаха поддерживает слона, на спине которого покоится мир, при том слон - олицетворение мужского начала, а черепаха - женского; вместе они символизируют два порождающих начала. У японцев она поддерживает прибежища бессмертных и Мировую Гору и означает долгожительство, удачу и поддержку.

В Индии особенно подчеркивался присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слои удерживает мир, стоя на огромной космической черепахе. С другой стороны, считается, что космическое дерево растет из спины черепахи — воплощения бога-хранителя Вишну:

«…Гора стала увязать в илистом дне океана. Тогда Вишну превратился в гигантскую черепаху (это была его вторая аватара), нырнул в океан и подставил свою спину под гору. Одновременно Вишну оставался и наверху, на земле, в своём четырёхруком теле и всеми четырьмя руками крепко держал змея-веревку. И таким образом боги и демоны пахтали океан сто лет. К концу пахтанья Вишну-черепаха вынырнул на поверхность, его душа слилась с душой в четырёхруком теле. Вишну сказал: “Ждите амриту”. Наконец на поверхности океана показался белый сосуд, в котором была амрита…».

В древнекитайской картине мира есть первобытное животное АО - морская черепаха космических размеров, на спине которой покоится Земля. Каменные фигуры черепах должны были магическим образом поддерживать стабильность космоса. Ао-шань (гора АО) располагалась на островах Блаженных. Куполообразные панцири на спине и животе черепахи позволили использовать ее как тройственный космический образ небесной и земной тверди и находящегося между ними рода человеческого. Каменные черепахи, держащие на себе столбы императорских склепов, — напоминание о легендарной АО, черепахе, которая держит на своей спине земной диск. Она также эмблема Эйи — шумеро-семитского Властелина Бездны. Символизм героя-создателя мира поддерживается и мифологией североамериканских индейцев, где черепаха поднимает сушу из глубин. А также в мифологии американских индейцев черепаха представляла стихию Земли, матери всех жирных существ, питающей их и принимающей в себя после окончания жизненного цикла. У индейцев Америки Космическое Древо растет из спины черепахи.

Монгольский миф о миротворении гласит, что некая черепаха двигалась в направлении с севера на юг. Шедший навстречу богатырь выстрелил в нее. Выпущенная из лука стрела, поразив черепаху, застряла в ее теле, а сама она перевернулась на спину и умерла. Из оперенья стрелы, торчавшего с левой стороны черепашьего панцыря, образовался лес, а то место, откуда высовывался наконечник, люди позднее назвали железной стороной. Из умиравшей черепахи полилась жидкость, ставшая морем, - то была северная сторона. Из пасти же черепахи вырывалось пламя, и потому се голову назвали южной стороной. В лапах животного были зажаты кусочки земли, образовавшие почву со всем произрастающим на ней. Таково, согласно мифу, происхождение земли и сторон света.

У тувинцев хозяином нижнего мира считался хищный, ленивый и малоподвижный зверь на четырех лапах - Мелхи, который обитал в самом центре подземного океана в окружении рыб и морских животных. Он обладал исполинской силой и держал на своей спине землю. О том, что перед нами именно космическая черепаха, говорит имя этого фантастического существа: «мелхи» в языках монгольской группы означает «черепаха».

По вьетнамскому видинию, сотворение мира было таким: «…Манджушри вышел из недр Черепахи, принял свой собственный облик, поднялся ввысь и пустил в нее стрелу. Убитое животное погрузилось на дно, образовав подножие земли…».

А также герой вьетнамского предания Ле Лой пытался пронзить стрелой огромную черепаху, всплывшую на поверхность озера. Черепаха, по мнению вьетнамцев, покровительствует народу и никогда не оставляет его в беде. Излюбленный персонаж вьетнамской мифологии — Золотая Черепаха Ким Куи. Она помогла правителю страны Аулак Ан Зыонг Выонгу построить крепость. Ан Зыонг Выонг, вероятно, неслучайно обратился к черепахе. Мать-Черепаха научила людей строить дома с крышей в форме перевернутой лодки (т. е. в форме собственного панциря), черепаха — постоянный защитник людей перед божествами и духами.

С Золотой Черепахой соотносятся мифологические представления о чудесном оружии. Некогда она оставила Ан Зыонг Выонгу в подарок собственный коготь, из которого сделали спусковой крючок для волшебного арбалета. Золотая Черепаха упоминается и в преданиях о чудесном мече, связанных с Ле Лоем.

У тайских народов: черепаха - береговое животное: она обитает и в воде, и на суше. Побережье - граница суши и воды - издавна ассоциируется с вратами в царство фэйри, и черепаха иногда предстает стражем этих врат. В образе гигантской черепахи представлялся вьетамцам и бог моря. С богом моря черепаху связывала и китайская, японская мифологии.

В Нигерии черепаха считалась символом женских половых органов и женской сексуальности. Индейцы ассоциировали черепаху с лунным и менструальным циклами, а также с силой женского начала. Панцирь некоторых черепах состоит из тринадцати пластин, а лунный год состоит из тринадцати лунных циклов. Многие предполагают, что именно на этой основе возникла символическая связь между луной и черепахой. Черепаха - символ великой праматери мира.

У китайцев черепаха - одно из четырех духовно одаренных существ наряду с драконом, фениксом и цилинем; символизирует водную стихию, инь, зиму, северные районы, черный цвет изначального хаоса. Черепаху называют Черным Воином - символ силы, выносливости и долгожительства. Знамя с драконом и черепахой несли воины императорской армии как символ неуничтожимости, поскольку оба существа, сражаясь, друг с другом, остаются живы: дракон не может сокрушить черепаху, а та не может дотянуться до дракона. Черепаху часто изображают с журавлем, как символ долгожительства.

У христиан означает благопристойность женщины в браке, уединенно живущую в домах как черепаха в панцире. В искусстве раннего христианства символизировала зло, по контрасту с петухом как символом бдительности.

У египтян две черепахи служили шкалой для определения высоты разлившихся вод Нила.

У греко - римлян означает женское начало, плодородие вод; атрибут Афродиты (Венеры), появившейся из морских вод; эмблема Гермеса (Меркурия). У народов Мексики это Великая Мать в ее ужасном проявлении.

У шумеров посвящена Эа-Оаннесу как Повелителю великих глубин.

У даосов символизирует Великую Триаду или космос во всей его полноте с куполом неба (куполообразный верхний панцирь), срединной землей и человеком - посредником (тело черепахи), и водами (нижний панцирь).