ГлавнаяПтицыСимвол орла

Символ орла

Дискуссия о государственной символике развернулась весьма широко. По мудрости своей, многие понимают, что наш двухголовый – не просто геральдический знак. Он – древний символ, а скрытое в нем содержание неминуемо окажет влияние на всех, чья жизнь будет проходить под его крылами. Поэтому и было проведено это исследование.

Орел – один из старейших и повсеместно распространенных символов. Двуглавое его изображение, по некоторым источникам, – не менее древнее: наш гордый мутант начал свое шествие по планете с XII в. до н.э. из царства хеттов. У них, правда, птица сидела весьма устойчиво – на крепкой ветке.

Когда дело касается подобных "преданий старины", то полную и достоверную информацию получить практически невозможно. Поэтому, остается лишь предполагать, что древними создателями этого символа была уже в незапамятные времена любима поговорка: "Одна голова – хорошо, а две – лучше!"

Дальнейшие исследования пошли в двух направлениях. (Видите, как только речь заходит о двух головах, так сразу двойственность какая-то в умах наступает! Будьте аккуратны, читая дальше…)

Итак, первая ветвь – орел как таковой.

В древности он часто использовался как символ племени – тотем. Он, конечно, имел разное количество перьев, "менял" окраску, длину и кривизну клюва. Но практически для всех народов была единой ассоциация царственной птицы с Солнцем, высотой духа, властью и силой. Поднебесный полет, зоркость глаз и бесстрашие воина… Все эти качества не могли не вызывать у людей восхищение. Считается также, что орел может прямо, не прикрывая глаз, смотреть на Солнце. А стремительные падения вниз – к земле за добычей – и новый подъем вверх сделали орла символом возрождения после смерти. Кстати, вероятнее всего, именно он стал прототипом птицы Феникс, погибающей и вновь восстающей из пепла.

В шаманизме некоторых народов, а впоследствии и в христианстве, орел олицетворяет связующее звено между небом и землей, проводника в мир духов или к Царствию Небесному. В скандинавских мифах он связывается с вершиной Мирового дерева, а у ацтеков – не поверите! – с вершиной Мирового Кактуса! В Древней Месопотамии благородный пернатый – символ божества войны, в Греции – Зевса, в Риме – Юпитера. Ну, а главный подвиг, который международные мифы приписывают славной птице – похищение света или помощь людям в добывании огня. А там, где с водой проблема, сей посланец небес еще и с водой помогал двуногим, которые ни летать не могут, ни перемещаться быстро на приличные расстояния.

К слову о расстояниях и "нам сверху видно все": орлу приписывают, помимо прочего, охранные и спасательные функции.

Птица орел, как выясняется, – знак хороший. В Средневековье он занял наряду со львом самое почетное место в геральдике. Оба эти изображения называются щитодержателями и подчеркивают высокий ранг обладателей таких гербов.

Хотя многие источники и подчеркивают "одинаковость" и царственную природу этих символов, но между ними все же есть "маленькая" разница. Лев живет на земле, поэтому его благополучие материальное и очень стабильное. Орел – небесный житель, он олицетворяет превосходство духа над земными ценностями, непрерывное развитие.

Но это все только при условии одной головы. Со второй начинается настоящая шизофрения.

Если число "один" означает единство и целостность, то, как вы сами понимаете, с "двойкой" тут же начинается "головная боль": образуются полные противоположности, враждующие и противостоящие друг другу: свет – тьма, день – ночь, Солнце – Луна, мужчина - женщина.

Китайцы… Эти вообще четные числа "за людей не считают". Они у них, видите ли, это – инь: земное, "шибко" изменчивое и неблагоприятное. А Платон и того хуже: нет, говорил, у цифры "два" совсем никакого значения, потому как отношения между двумя крайностями требуют какого-то третьего фактора – не могут же они "биться" вне всяких условий!

Впрочем, есть мнения и помягче. В буддизме, например, можно найти версию объединения двух начал, чтобы они могли, взаимно дополняя друг друга, видеть Путь и идти по нему (как, например, слепой и хромой).

В христианстве, с одной стороны, "двойка" означает грехопадение, потерю изначального благополучия и появление смертности, а с другой – Иисус тоже имеет двойственную природу: божественную и человеческую.

Обнадеживают, пожалуй, только взгляды алхимиков, которые считают, что враждующие двойственности впоследствии непременно образуют нечто единое – третье.

Впрочем, двойственность вызывает не только раздирающие противоречия. Она является и условием развития. Возможно, именно этим можно объяснить возникшее еще в "детский" период человечества пристрастие к двухголовым: учеными, исследовавшими наскальную живопись, была обнаружена совершенно древняя лошадь с подобной аномалией; в древнем Египте есть миф о двухголовом льве; у греков – страшный пес Орф. А вот еще один пример – отрывок из выступления последователя Рерихов Отари Кандаурова в передаче "Оазис" (1994 г.): "Христос – учитель человечества. Сатанаил – экзаменатор... Христос и Сатанаил связаны в одно целое... В эзотерической символике Христос и Сатанаил изображаются как двуглавый змий".

Есть масса не менее интересных мутантов, но вернемся все-таки к орлу. Он, будучи, вероятно, андрогидом, олицетворяет мужское и женское начала. И смотрит пернатый то ли на Восток и Запад, то ли в Прошлое и Будущее, то ли… да разве ж его, двуглавого, разберешь?

Как вы знаете, эта загадочная птица попала на русскую землю вместе с Софьей Палеолог в конце XV в. – во времена правления Ивана III. Некоторые исследователи полагают, что прижился он не только из уважения к "старшему" византийскому брату. Есть гипотеза, что царственный Иван был человеком весьма образованным для средневековой Руси, и в число его увлечений входила астрология. Не буду утомлять подробностями по этому поводу – львами, козерогами и единорогами: это совсем другая история. Важно здесь только то, что определенная мистичность в принятии решения присутствовала.

В те стародавние времена, когда в Европе двухголовый орел задирал оба носа на знатных гербах, массоны внесли в славную биографию раздвоенной птицы свою неоднозначную страницу (сочтя его, видимо, чуть ли не верхом совершенства). В описании ложи, где производились посвящения в 30-ю – практически самую высокую – степень "кадош" (по-еврейски, "совершенный"), упоминается как главный символ наш старый знакомый: двуглавый орел, держащий двумя лапами за лезвие меч. В символах масонства орел олицетворяет неустрашимость вольных каменщиков и царственность их искусства, а меч – "воительство".

Теперь попробуем подвести итоги.

Орел – птица возвышенная и, в принципе, плюющая на все наши материальные проблемы. Это с одной стороны. С другой – обеспечивающая непрерывное развитие. Будучи двухголовой со всеми возможными внутренними противоречиями – опять-таки сплошное развитие и отсутствие стабильности. Чтобы хоть немного сбалансировать царственную раздвоенность, нужно просто в лучших русско-змей-горынычевских традициях добавить третью голову, обеспечив уравновешенное триединство. Или уж хотя бы заменить поднебесное создание на льва – все-таки материальное благополучие. А две головы ему как раз добавят любимого в народе скипидарного динамизма в развитии.

Правда, вряд ли русская душа потерпит изменения в лучшую сторону. Ну, что ж. По крайней мере, можно точно сказать, что скучно нам никогда не будет!

С сайта - zalisa.ru/norka/magy/orel.shtml